Новости и статьи школы

Как мы учим детей читать

Как мы учим детей читать

Меня зовут Евгения Аванесова. Я педагог начальных классов, руководитель семейной школы и детского сада. Отмечу, что в последние десятилетия уровень дошкольной подготовки стал значительно выше. Когда-то образование было прерогативой школы, и дети, поступающие в первый класс, как правило, обучались с нуля. Сегодня родители активней включаются в образовательный процесс, кроме того, появилось множество развивающих игр и дидактических материалов.

Когда дети начинают читать

Несмотря на то, что школа этого не требует, многие современные дети к первому классу умеют читать. Интерес к слову возникает ещё в 5–6 лет, а у кого-то даже и раньше. Дети по природе своей любопытны, и если они видят яркие вывески или баннеры, то хотят знать, что на них написано. Возраст, когда ребёнок начинает задаваться такими вопросами — идеальное время, чтобы приступить к обучению чтению. Однако важно делать это правильно.

Ошибки при обучении чтению

Самая распространённая родительская ошибка — учить буквам, а не звукам. Если ребёнок не понимает, как звучат слоги, он не сможет верно составить слово и произнести его — ни вслух, ни мысленно. Зная весь алфавит наизусть, он будет читать «эм-а-эм-а» вместо «ма-ма», и потом придётся долго его переучивать, заново объясняя материал.

Методы обучения чтению

Важно, чтобы процесс был непринуждённым. Не надо заставлять — сделайте так, чтобы ребёнок сам почувствовал тягу к чтению. Подключите фантазию и смекалку, чтобы обучение казалось ему лёгким и увлекательным.
Так, детям нравятся книжки, главные герои которых — они сами. Вспомните забавные истории из жизни вашего ребёнка и смастерите книжки — с фотографиями, картинками и т. п. Не забудьте про друзей, домашних животных и членов семьи. Например: «Петя пошёл гулять с Бобиком» или «Мама испекла пирог».
Играйте в игры, где нужно складывать буквы и составлять слова. Дети воспринимают их как забаву, тем не менее, это эффективные упражнения, с помощью которых формируется навык чтения.
В нашем саду очень популярно печенье с предсказаниями — дети с удовольствием их читают. Ещё мы пишем друг другу письма. Для ребёнка целое событие — получить письмо и написать ответ. Малыши пишут короткие сообщения, дети постарше — более развёрнутые.
Также у нас пользуются популярностью квесты. К примеру, на начальном этапе обучения можно вырезать из картона буквы и разбросать их по комнате. Собирая их, ребёнок может выполнять разные задания: составлять фрагменты алфавита, слоги или слова.
Можно заготовить карточки с частями речи (существительные, глаголы, прилагательные), чтобы ребёнок собирал из них предложения. Детям нравится делать это наугад — так, чтобы получались смешные фразы.

Разумеется, при обучении чтению не обойтись без проверенных методик. Прежде всего это фонетический метод, где ребёнок запоминает звуки, из которых затем составляет слоги. Именно он лежит в основе школьной программы, а потому считается традиционным.
В нашем саду педагоги занимаются с детьми по методике Зайцева. Его кубики увлекательны и наглядны, а главное, они учат слитному чтению из так называемых складов (склад — это буква или буквенная пара). Более того, у них разное звучание — есть звонкие кубики, есть глухие, — что приводит малышей в полный восторг. Также мы используем таблицы попевок, которые входят с ними в комплект. Дети пропевают каждый слог, проговаривая слова и фразы — помимо навыка чтения, попевки развивают музыкальный слух и чувство ритма.
Другая известная методика — карточки Домана. Ребёнку показывают карточки, называя изображённые на них слова — так он учит их начертание и звучание. Недостаток этой методики состоит в том, что дети в дальнейшем испытывают трудности с пониманием фонетики и словообразования. Однако карточки Домана успешно применяются у детей с особенностями развития в случаях, когда традиционные методики не дают результата.
Методика Монтессори представляет собой комплекс упражнений, направленный на одновременное развитие навыков письма и чтения. Ребёнку гораздо проще прочитать слово, если он знает, как оно пишется. Хотя мы не работаем по системе Монтессори, в нашем арсенале есть техники и упражнения, которые мы из заимствовали оттуда, включая фонематические игры, упражнения на звукоподражание, игрушки в виде фактурных букв и т.д.

Таким образом, на вопрос, можно ли учить дошкольника читать, я отвечаю однозначное «да». Если ребёнок пытается складывать буквы в слова и, исследуя мир, проявляет любознательность, значит, он готов к обучению чтению.