Новости и статьи школы

Как ходить в садик легко и с удовольствием? Гайд по адаптации

Пора идти в сад! Как сделать этот период спокойным для мамы и малыша?

Как ходить в садик легко и с удовольствием? Гайд по адаптации


Меня зовут Евгения Аванесова, и прежде всего я — мама двух замечательных мальчишек. Когда в 2016 году мой старший сын пошёл в детский сад, это событие явилось для нас серьёзным испытанием. Однако именно оно побудило меня к открытию собственного садика, в котором детям было бы легко и спокойно. В этой статье я делюсь личным и профессиональным опытом и рассказываю, как преодолеть трудности адаптации.
Легко ли ваш ребёнок адаптируется к садику? Пройдите тест, чтобы узнать это.
Как мама, я понимаю и разделяю все ваши чувства и сомнения, ведь каждая из нас задаётся одними и теми же вопросами. В каком возрасте отдать малыша в сад? Какой садик выбрать? А нужно ли это вообще? Может, дома всё-таки лучше? Что даёт детский сад? И наконец, как избавиться от гнетущего чувства вины, если ребёнок плачет?

Если вашему ребёнку нет 3-х лет

В раннем возрасте связь с мамой имеет первостепенное значение — это скажет вам любой психолог, от Петрановской до Черниговской. В период с младенчества до трёх лет закладываются основы психики, включая восприятие действительности и самосознание. От того что происходит в это время, зависит будущее ребёнка и его взрослая жизнь.
Краеугольный камень, на котором всё базируется — отношения с мамой. Любовь, тепло, внимание, забота, «обнимашки» — всё это формирует доверие к миру и открытое сердце.
Поэтому мой вам совет: если нет острой необходимости выходить на работу, проведите первые три года с ребёнком. Подарите ему волшебное время, полное любви и счастья, и он скажет вам спасибо, когда подрастёт!

Если малышу исполнилось 3 года

Социализация — неизбежный этап взросления. Мир не ограничивается одним только домом. Однажды ребёнок выходит за пределы зоны комфорта и отправляется исследовать социум. В нём предстоит научиться многому: проявлять инициативу и обретать новых друзей, договариваться и находить компромиссы, демонстрировать лидерские качества, понимать свои чувства и эмоции и выражать их, не нарушая чужих границ.
Пока это происходит на уровне игры и бытовых действий, которыми можно и нужно руководить, необходимо обеспечить ребёнку правильную и гармоничную среду — не травмирующую, а развивающую, поддерживающую и стимулирующую.
Ребёнок, успешно прошедший социализацию:
  • непринуждённо общается как со сверстниками, так и со взрослыми, может рассказать историю, случай из жизни, занимательный факт.
  • аргументированно отстаивает свои интересы, принимает возражения, спокойно идёт на компромисс.
  • слышит других людей, сопереживает им и вступает в диалог, умеет договариваться.
  • учитывает правила игры, понимает их значимость и готов соблюдать их.

Подумайте над тем, чего вы ждёте от садика. Возьмите листок бумаги и напишите несколько предложений — по одному на каждый критерий. Сформулируйте вопросы, которые вы зададите руководителю дошкольного учреждения. В конечном счёте именно они помогут вам сделать правильный выбор.

Как понять, готов ли ребёнок к детскому саду?

Поскольку каждый развивается в своём ритме, ориентироваться лучше не на возраст, а на поведение. Есть такой маркер, как увлечённость. Понаблюдайте за тем, как ребёнок себя ведёт на детской площадке или в гостях.
Если он легко знакомится, интересуется миром и проявляет инициативу, скорее всего, проблем с адаптацией не будет.
Если он замкнут, сторонится сверстников и в целом демонстрирует равнодушие — вероятно, вам надо как следует подготовиться к детскому саду.

Подготовка к детскому саду

Шаг 1. Формирование позитивного настроя

Чтобы адаптация прошла успешно, нужно увлечь ребёнка идеей детского сада. Подарите ему радостные ожидания — пусть он предвкушает предстоящее событие с восторгом и оживлением.
Используйте разные способы, чтобы пробудить детский интерес. Читайте книжки про садик. Формируйте ассоциации с любимыми героями и позитивные образы (там будут новые друзья, игры и праздники).
Смастерите детский сад в миниатюре (например, из конструктора Lego). Воссоздайте в игре всё, что будет происходить в реальности: папа и мама отводят малыша в садик, затем уезжают по делам, а вечером возвращаются за сыном/дочкой и все вместе едут домой.
Играйте в воспитателей и детей. Выполняйте творческие задания и упражнения, делайте вместе утреннюю гимнастику, ложитесь спать днём «по расписанию» и т.д.
Смотрите мультфильмы про садик. В них дети весело проводят свой досуг, играют и заводят друзей, а главное — родители каждый вечер забирают их домой.
Делитесь историями из детства. Вы ведь тоже ходили в сад, и у вас остались фотографии с той поры? Покажите их ребёнку, расскажите про своих товарищей, про ваши забавные приключения и весёлые игры. Вспомните свои любимые считалочки, скороговорки, стихотворения и разучите их вместе с ребёнком.
Так вы заранее сформируете представление о том, что такое садик: что малыши там и спят, и едят, и гуляют. Ребёнок будет знать, что какое-то время родителей не будет рядом и что это нормально и абсолютно безопасно.

Шаг 2. Подготовка к новому режиму дня

Смена режима дня может оказаться серьёзной проблемой. Пока она не будет решена, об успешной адаптации речи быть не может. Менять распорядок дня нужно постепенно и заранее.
Узнайте расписание и подготовьтесь к нему — так, чтобы прийти в садик с устойчивыми привычками гулять, спать и принимать пищу в определённые часы.
6:30 — 7:30 Подъём
8:00 — 8:15 Зарядка
8:30 — 9:00 Завтрак
11:00 — 12:00 Прогулка
12:30 — 13:00 Обед
13:00 — 15:00 Дневной сон
16:00 — 16.30 Полдник
19:00 — 19:30 Ужин
20:30 — 21:00 Ночной сон

Шаг 3. Тренировка самостоятельности

Следующий пункт — приучение малыша к самостоятельности. И здесь на первый план выходят три важных умения.
Одеваться. Проявляйте терпение, чтобы ребёнок мог проявить самостоятельность. Лучше подождать лишние полчаса, чтобы он сам надел штанишки, носочки, шапочку — в садике ему будет проще одеваться, а воспитатели начнут хвалить его и ставить в пример.
Играть одному. Ненадолго оставляйте ребёнка наедине с игрушками, чтобы он учился сам себя развлекать. Дайте ему игрушку (например, сортер), покажите, как с ней обращаться, и объясните правила, а затем отлучитесь на пять минут — как будто по делам. Из раза в раз меняйте игрушки и постепенно увеличивайте интервал до 15–20 минут.
Убирать за собой. Рассортируйте игрушки по коробкам: в одну сложите конструкторы, в другую куклы, в третью карандаши; отдельно — настольные игры, большие и маленькие машинки и т.д. Приучите ребёнка после игр раскладывать всё по местам. Чтобы было понятно, что куда класть, наклейте на коробки картинки.


Шаг 4. Развитие навыков общения

В садике ребёнку предстоит контактировать с другими детьми, что требует развития соответствующего навыка. Где же можно найти товарищей-сверстников для игр и общения?
Детские площадки. Как правило, на них гуляют одни и те же дети, с которыми ваш ребёнок может подружиться.
Развивающие занятия. Помимо взаимодействия с коллективом, ребёнок знакомится с форматом обучения, с которым ему предстоит иметь дело в детском саду.
Договоритесь с бабушками и тётями, чтобы они иногда гуляли с малышом или оставляли у себя (например, на дневной сон). Это поможет быстрей привыкнуть к другим людям и смириться со временным отсутствием мамы.
Обсуждайте с ребёнком его эмоции. Проговаривайте их. Например: «ты злишься, потому что Ваня не поделился с тобой игрушкой» или «ты радуешься, потому что у тебя новое ведерко», «ты расстроен, потому что машинка сломалась», «тебе больно, поэтому ты грустишь и плачешь». Когда вы научите ребёнка осознавать и называть свои эмоции, ему будет легче с ними справляться. Кроме того, он всегда сумеет объяснить воспитателю, что произошло и что он чувствует.
Мы проводим занятия по развитию эмоционального интеллекта, на которых малыши учатся свободно говорить о своих чувствах. Именно это является одним из ключевых аспектов гармоничного развития личности.

Как облегчить адаптацию

Получая от взрослых поддержку, ребёнок адаптируется быстрей. Человеческий фактор играет большую роль. Под руководством заботливого и чуткого воспитателя освоиться намного проще. Если ребёнок знает, что в группе его любят, принимают, а вечером придут мама с папой и заберут домой, он спокоен, расслаблен и посещает садик с удовольствием.
Более того, первое время мама может быть рядом — по крайней мере, в частном садике. Когда нет агрессивного отъёма от родителей, шансы на успешную адаптацию возрастают в несколько раз.
Также можно прибегнуть к помощи ритуалов: например, перед выходом из дома прощаться с любимой игрушкой, а по возвращении здороваться с ней и рассказывать, как прошёл день.

Мы создали эффективную программу, благодаря которой дети адаптируются за 3–10 дней. За четыре года у нас возникли трудности лишь с одной девочкой. Больше месяца она плакала и не отпускала маму, пока мы не обратились к психологу. После проработки скрытых психологических проблем малышку стало не узнать. Сейчас это активная, улыбчивая и очень любознательная девочка!

Поговорим о ваших страхах?

Негативный опыт, будь то в прошлом или у кого-то из ваших знакомых, порождает тревоги и опасения. Да, они не беспочвенны, но я хотела бы развеять их в той части, которая касается семейного детского сада. Наша задача как раз и состоит в том, чтобы исключить негативные моменты и минимизировать риски, связанные с адаптацией.

Страх №1. Все дети болеют, когда идут в сад, и мой тоже начнёт.

По правде говоря, болеют не все дети и не во всех садиках. Вы ведь слышали о психосоматике? В основе подобного рода недомоганий лежит бессознательный процесс, при котором происходит соматизация внутреннего конфликта. Ребёнок не хочет ходить в сад, где ему некомфортно. Он с удовольствием остался бы дома с мамой, и единственный способ добиться этого — подхватить простуду.
Если такое случается регулярно, я рекомендую сменить воспитателей — как правило, это помогает. Помню, мой сын много болел, а когда мы открыли семейный сад, все недомогания прекратились как по мановению волшебной палочки.
Выбирая садик, обращайте внимание на то, чтобы в нём была спокойная атмосфера и домашняя обстановка. Обязательны бактерицидные лампы, прогулки в любую погоду, зарядка и т.д. Питание — с достаточным количеством овощей и фруктов. К посещению не должны допускать болеющих детей.
Если у вас чудесный садик и воспитатель, который в детях души не чает, а ребёнок то и дело болеет, советую обратиться к психологу. Причина может крыться в страхе перед расставанием с мамой, который формируется ещё во младенчестве.

Страх №2. Малыш будет плакать без меня весь день

Даже если адаптация проходит тяжело, воспитатели знают, что делать. Кого-то надо пожалеть, кого-то — развлечь и отвлечь, а с кем-то — побыть наедине. Обычно малыши плачут первые 5-20 минут, а потом происходит что-то интересное, слёзы сами собой высыхают и никаких грустных моментов не возникает до самого вечера.


Страх №3. Детей много, а воспитатель один — он не сможет уделить внимание всем

Один воспитатель на большую группу — в самом деле трудно. Но опытный педагог даже в таких условиях остаётся зорким и чутким. За годы работы формируется профессиональный инстинкт — видеть и слышать всё и вся вокруг.
Кроме того, есть множество лайфхаков, которые воспитатели применяют на занятиях, экскурсиях и прогулках. И конечно, чем меньше группа, тем больше внимания получают дети.
К примеру, у нас на группу из 12 человек приходится один воспитатель, один помощник воспитателя и одна нянечка. Это оптимальное соотношение, которое мы выработали опытным путём и при котором мы уделяем внимание каждому ребёнку, успевая решать остальные задачи, от бытовых вопросов до улаживания конфликтов и споров.

Страх №4. Боюсь, что ребёнку не будет хватать общения с мамой

Превращайте количество в качество. Разнообразьте досуг: посещайте вместе кафе, смотрите всей семьёй мультфильмы и сказки, играйте в ролевые и настольные игры, готовьте десерты. Рисуйте, мастерите, заплетайте друг другу косы, делайте массажи со скороговорками и т. п. И главное — не забывайте обниматься как можно чаще. И тогда материнской любви хватит на все будни и выходные.
Несколько слов о том, почему так важно посещать детский сад
Вы же понимаете, что родители не могут заменить собой весь мир. Детский сад — это первая школа жизни, реальность за пределами ближнего круга. Именно здесь дети изучают поведение разных людей, наблюдают за их реакциями и учатся эффективно взаимодействовать друг с другом.
Выпускники дошкольных учреждений намного свободней, чем «домашние» дети, чувствуют себя в обществе разновозрастных детей и взрослых. И если вы хотите воспитать уверенную в себе личность, которая умеет договариваться и ладить с окружающими, то без детского садика с его развивающими возможностями вам не обойтись.